По наблюдениям специалистов, потребительское кредитование этой зимой вполне укладывалось в статистические ожидания, составленные на опыте прошлых лет. В 2011 году отмечается стандартная сезонная динамика: в начале года невысокие объемы выдач в связи с коротким рабочим месяцем и активным сезоном отпусков. В феврале идет заметное увеличение спроса на розничные кредитные продукты. Такой тренд будет продолжаться до июня. Никаких сюрпризов в объеме спроса эксперты не прогнозируют. Высоковероятно его небольшое увеличение, по сравнению с 2010 годом. Обусловлено оно будет возрастанием потребительской активности на фоне сокращения склонности к сбережениям из-за невысокого уровня реальной доходности по вкладам. Люди будут активнее покупать дорогостоящие товары и автомобили. Однако в потребительском кредитовании в этом году далеко не все так однозначно, как хотелось бы на первый взгляд. Например, огромную роль здесь будет играть «точка сравнения»: одно дело, если в качестве таковой взять аналогичный период 2010 года, и совсем другое, если рассматривать случившееся за первые три месяца 2011 года. Если сравнивать с результатами прошлого года, то рост выдач кредитов в январе 2011 по сравнению с январем 2010 составил 140%. Процентные ставки Самой интересной для потенциальных потребителей, на самом деле, является конечная цена кредитного банковского продукта, хотя, несмотря на все предпринятые законодательные меры, финансовые организации по-прежнему предоставляют информацию об эффективной процентной ставке по выдаваемым ими займам крайне неохотно. Рыночные процентные ставки потребительского кредитования сегодня весьма разнообразны. Диапазон очень большой и может составлять от 18% до 29% годовых. Процентные ставки во многом зависят от того, как заемщик подтверждает свой доход, от типа его трудоустройства, от суммы кредита и срока кредитования. Ряд банков в текущий период начинает проводить различные акции для партнеров и заемщиков. Перспективная конкуренция В целях борьбы за качественного заемщика, как правило, стремятся предложить потребителям участие в разнообразных акциях. В нынешнем «сезоне покупок» придумать что-то новое и более привлекательное, чем у конкурентов, будет намного сложнее. Во-первых, потому что сбить цену «потребов» в существенном для конкуренции смысле невозможно: инфляционные ожидания весьма высоки. А во-вторых, потому что дальнейшее смягчение «побочных требований» (упрощение пакета документов, сокращение сроков принятия решения и пр.) к кредиту может свести на нет опыт кризисных лет, который финансовые организации в нашей стране очень хорошо усвоили. Однако и в столь жестких экономических тисках, как показывает практика, вполне можно выжить и даже предложить что-то по-настоящему новое. В ближайшее время ожидается острая конкуренция за качественного заемщика в связи с уроками, которые извлекли банки в части управления рисками в период кризиса. Это и предложение индивидуальных финансовых условий, и упрощение и быстрота оформления займов для отдельных категорий потребителей, в том числе через удаленные каналы банка (интернет, банкоматы, колл-центр). На рынке будут появляться кредитные продукты, ориентированные на интересы выделенных сегментов клиентов, а также пакетные предложения, сочетающие в одном решении по сниженным ценам кредитные продукты и разнообразные дополнительные банковские сервисы и услуги. Вообще, «индивидуальный подход» к каждому потенциальному заемщику, является символом для данного этапа потребительского кредитования. И среди существующих банковских предложений за примерами подобных программ далеко ходить не нужно. Скажем, Сбербанк планирует улучшение условий кредитования розничных клиентов за счет внедрения программы установления индивидуальных процентных ставок в зависимости от категории заемщика. Таким образом, банк готов будет предложить максимально выгодные условия для клиентов с высоким уровнем платежеспособности и хорошей кредитной историей. В текущий период сами банки готовы сотрудничать далеко не с каждым захотевшим взять кредит потребителем, а только с тем, кто способен гарантировать свою финансовую дисциплину и хорошую репутацию.
|